среда, 11 ноября 2015 г. 0 коммент.

Из `Путевых заметок`. Нягань

Нягань стоит у меня как-то особняком. Может потому, что провела я в ней только один световой день. Приехали утром на поезде, отработали день, и тем же поездом уехали вечером. 
         Конец октября был, а там уже приличный мороз был, и полным-полно снега. И море красивых женщин в своих норковых, лисьих, соболиных, мутоновых и еще каких-то шубках и шапках. Вот уж раздолье было моему коллеге. Мне кажется, что он больше женщин запомнил, чем завод, который мы посещали. Может, действительно на Севере рождаются только красивые женщины, или приезжают туда только красивые. Но, скорее всего, рождаются, потому как в них течет кровь разных наций и народностей. 
         Нягань ведь город молодой. Ему то и всего ничего только лет 25-30, не более. А вот жителей очень даже прилично – что-то около семидесяти тысяч. Комсомольская стройка, романтика. Ехали туда со всего Союза, знакомились, ухаживали, а потом вот, что имеем, красавиц-женщин. Такое лирическое отступление я могла бы позволить себе, описывая любой из северных городов газовиков и нефтяников, которых я еще не видела даже, но думаю, что не ошиблась бы. 
         Но вернемся к Нягани. Город строили с размахом. Широкие улицы и проспекты, просторные дворы, и дома, выкрашенные в теплые пастельные цвета. Вроде и не на Севере даже. А еще бросаются в глаза первые дома, собранные из контейнеров: гостиница, ресторан, какие-то учреждения. Красавица-церковь, которая становится еще краше в свете вечерней подсветки: светящийся дом, в котором живут ангелы. А еще и мечеть. Поэтому и нет там, похоже, никаких распрей на религиозной почве. Всех уважили. И что уж совсем необычно для России – аккуратно расчищенные от снега улицы и дороги. Чувствуется твердая рука Хозяина.


         Целью нашего визита был завод по производству LVL. LVL – клееный брус из шпона. Работают на заводе люди преданные своему делу, а инженер-технолог, девчушка, приехавшая из Братска, где работала на заводе по выпуску фанеры, так увлеченно рассказывала нам об LVL, что мне даже захотелось себе дом, построенный с использованием этого материала. Ведь брусья, балки и прочее можно резать любой длины, (т.к. процесс производства беспрерывный) и длина эта ограничивается только железной дорогой в 18 метров. А при пожаре этот материал не горит, а только обугливается. Посмотрели и несколько домов, построенных из LVL-брусьев и плит ОСП с каким-то наполнителем внутри для тепла. (Только название его уже стерлось из моей памяти). Такой дом вырастает за несколько недель. И вот подумалось мне тогда, да и теперь эта мысль возвращается часто ко мне, почему же в России до сих пор так много ветхого жилья, если есть уже такие технологии?! И что интересно – завод делает всякие там международные сертификаты, (думаю, что уже и получил их, т.к. бывала я там уж несколько лет назад), чтобы работать на экспорт, а в России эта продукция не востребована. Вот уж действительно – умом Россию не понять…..



         Уезжали вечером. Почему-то захотелось остаться. Даже и трудно объяснить почему. Наверное, потому, что город светлый, и люди в нем радостные.



Продолжение следует….
2007 год

вторник, 10 ноября 2015 г. 0 коммент.

Из Путевых заметок. Сыктывкар

         Сыктывкар встретил нас поздним вечером тридцатиградусным морозом, скрипучим снегом, шубами, пуховиками, дубленками, валенками, шерстяными варежками. Мороз почувствовался при первом шаге на трап из самолета. Он не обжигал щеки, не резал глаза и даже не хватал за нос – всего этого не было. Вот только в носу все моментально замерзало. От трапа самолета   до здания аэропорта не более 50-70 метров. Всего ничего. Тут бы пешочком пробежаться, но едем на заледеневшем автобусе. Так положено, таковы правила. И кто их только написал?!

         Здание – типичная советская постройка. Встречаем ее по всей территории России (наследие СССР). Наверное,  повезло какому-то бездарному архитектору с хорошим лобби, или оказался он в нужное время в нужном месте. Вот и протолкнулся его типовой проект. И выросли близнецы братья-аэропорты от Архангельска до Иркутска. И ни уюта тебе, ни простора, ни пунктов питания и питья. Но это мы почувствуем на обратном пути. А пока выходим из здания прилета и вылета и топаем в соседнее, предназначенное для выдачи багажа. Хорошо, что в Сыктывкаре перещеголяли Архангельск и не держат пассажиров на открытом воздухе при тридцатиградусном морозе. Всех запускают в здание, которое в придачу и отапливается. Чувствуется, что в городе есть деньги. Багаж приходится ждать долго. Подают его вперемешку с багажом из Шереметьево. Вот и первые пострадавшие. Некоторые пассажиры московского рейса так и не дождались своих чемоданов. Типичная ситуация для Шереметьево. Именно в этом аэропорту чаще всего теряется багаж. Выходим. Идем к рядку такси. Ого! По сравнению с прошлой поездкой их стало не соразмеримо больше. И еще одно удивление – от аэропорта до гостиницы всего 200 рублей. Таких цен даже и в Кирове (самый дешевый город на нашем пути) нет. Хотя расстояние одинаковое. Аэропорт в Сыктывкаре в черте города.

Не были в городе 5 лет. По пути в гостиницу верчу головой на все 360 градусов. И хотя на улице темно, кое-что все-таки замечается. Новостройки, например. Уже готовые  и еще обставленные высотными кранами. Добавилось освещения на улицах. Переливаются подсветкой названия магазинов и офисов. Рекламы мало, поэтому в глазах не рябит. Как-то незаметно быстро оказываемся у гостиницы. За последние пять лет в городе открылось несколько гостиниц европейского уровня. А вот цены в них даже выше европейского уровня. Ну, да это российская действительность. Гостиница «Авалон» (хотелось бы знать, что несет в себе это название). Вежливые, услужливые сотрудники службы размещения. С чего бы это? Разгадка проста. Да гостиница работает все лишь несколько месяцев. Значит, еще не обвыклись, не успели приобрести российскую спесь, характерную даже для этой службы.

К утру мороз усилился. На программу выезжаем уже при -320 С. Воздух сухой,  не снежит. И даже не чувствуется, что такой мороз. У меня все время такое чувство, что градусники врут. Ближе к обеду усиливается ветер и я, наконец, понимаю, что вовсе они, градусники, и не врут. Метелит. От пронизывающего ветра не спасают ни теплая одежда, ни теплая обувь. А мои щеки и нос готовы отвалиться. Хорошо, что производственные помещения на лесозаводах отапливаются. От цеха к цеху перемещаемся перебежками. Скорей бы все закончилось… Последние переговоры, рукопожатия… Возвращаемся в город. Удивительно, но за машину заплатили только 800 рублей, а она проработала с нами большую часть дня. Вот уж где в службе такси полный порядок – как в частной, так и в государственной.

Осталось пару часов свободного времени. Идем гулять, хотя и морозно, и метелит. Но так принято – надо изучать достопримечательности города. Еще с раннего утра у меня светлое настроение от светлого города. Чистенькие дома, чистенькие улицы, дворы, тротуары. И снег тоже чистенький. Я вот задаюсь вопросом, почему Сыктывкар светлый и праздничный, а Санкт-Петербург -   нет. Да, меньше автомобилей, мороз покрепче и зима длинней, а, может, причина и не в этом вовсе, а в мозгах. Помните у Булгакова в «Собачьем сердце»?... И только одного мне в городе,  показалось,  как не хватает – ресторанов. Да, есть бары, кафе, а ресторанов нет. Или мы их попросту не увидели, но ужинать пришлось в гостинице, чего мы практически никогда не делаем. А тут вот не нашли ни одного заведения, хотя гуляли в центре. Зато бросились в глаза несколько салонов красоты на одной улице. Похоже, красота в этом городе важнее, чем вкусно поесть. Вот и еще одно открытие. Нагулявшись до замерзания, в гостиницу возвращались быстро. Метель усиливалась,   да и мороз тоже.

   Улетали ранним утром. По дороге в аэропорт на каком-то табло увидели минус 38. Водитель такси сказал, что ближе к утру вообще было минус 41. Может и было, но я утверждать не могу. А вот что меня удивляло, так это, что и машинки по городу преспокойненько бегают, и народ суетится. В Бельгии, например,  уже при -5 жизнь замирает, а тут как будто и нет того мороза. В аэропорту тоже суета. И неуютно. Ни одного кафе, чтобы перехватить что-то на ходу, да чашку кофе выпить. Даже и зала ожидания как такового нет, чтобы присесть.  Как и нет никакого дела никому до этих сонных поеживающихся пассажиров. Предполетный досмотр тоже по старинке – снимите верхнюю одежду и обувь, пройдите через   … (не знаю до сих пор,   как это называется). В небольшом зале перед вылетом твердые металлические сидения. Мест на всех пассажиров двух утренних рейсов не хватает. В уголке поеживаются два немца (понятно стало о их национальной принадлежности по разговору между собой). К поездке в Сыктывкар они явно не были подготовлены – легкие ботинки и такие же легкие куртки. Ну, так это с опытом приходит…

Смотрю в иллюминатор. Над горизонтом поднимается солнце. По поколыхивающемуся воздуху понятно становится, что мороз еще усилился. Солнце поднимется все выше и выше. Взлетаем… Прощай Сыктывкар! Мы еще вернемся.

Продолжение следует...
Февраль 2009г.





понедельник, 9 ноября 2015 г. 0 коммент.

Из "Путевых заметок". Санкт-Петербург в феврале

         Я нечасто бываю в Санкт-Петербурге. Так уж складываются мои путешествия. Обычно пару часов в аэропорту и дальше. А тут такая редкая удача – сутки в городе. Несмотря на короткий день город увидела и запомнила. Вот только ассоциация у меня осталась прежняя – сырость и серость.   Может, это от моего настроения? Но нет, настроение было хорошее, даже бодренькое, потому как складывалось все удачно, а город действительно серый. Серые дома, серые улицы, серый снег, серые прохожие, серые окна и занавески, серое небо… Я постоянно ловила себя на мысли, что все серое. И виновных в этом найти нельзя – просто его таким выстроили, т.к. строительные материалы были серого цвета – серый гранит, серый камень, серый бетон.

         Шел снег, но даже он не в состоянии был отбелить город. Вот потому, наверное, и не люблю я Питер, что он серый,  и может посерить даже мое хорошее настроение. Я иногда думаю, когда же в городе появится настоящий хозяин или хозяйка, которые посмотрят на него не из-за тонированных стекол своих броневиков, а, может быть, пройдутся по городу пешком и обратят свое внимание на эту серость. И, возможно, призовут своих горожан повесить на окнах веселенькие белоснежные занавески, да выставить летом на подоконники ящики с геранями; да   примут на службу дворников в белоснежных фартуках и с бляхами на груди. Может, тогда появится у гостей города ощущение праздника. Ведь изначально хотелось Петру сделать город не просто окном в Европу, а городом-праздником. Я не беру в расчет тот пятачок города в районе Зимнего, который уже подкрашен, подчищен и подметен. Тоску нагоняют огромные сугробы серого снега, сдвинутые только чуть-чуть   в сторону, так что даже две легковушки еле-еле разъезжаются, не говоря уже о грузовиках и автобусах. Такое чувство, что нет в городе снегоочистительной техники, чтобы со снегом этим справиться.  

Конечно,  будь сейчас лето, серость разбавлялась бы зеленью деревьев, газонов и клумб, голубизной неба, но не исчезала бы до конца. И раз уж город пытаются сохранить в его первозданном исторически сером виде, то почему бы не подумать о разумном размещении рекламы и достойной подсветке. Реклама в городе какая-то аляповатая, режущая глаза и даже несуразная. А о подсветке и вообще говорить не приходится. И даже подсветка Невского проспекта скорее похожа на подсветку какого-нибудь Saloon а на Ди ком западе, чем нам подсветку Северной Венеции. Нет гармонии, то тут, то там бросаются в глаза отдельные драгоценные камушки на нитке дешеых разноцветных бус. И, думаю, больно становится Медному всаднику и Екатерине Великой, взирающим на эту несуразность. И не стал город исключением из российской расхлябанности и расхристанности, и не спасают его разорванную рубаху и разошедшиеся по швам порты отдельные красочные заплатки.

Хотя несмотря ни на что, завораживают меня, приковывают мое внимание зелень Эрмитажа, золотой шпиль Адмиралтейства, стрелка Васильевского острова с Биржей на носу... И по-прежнему вертится в голове преступная мысль, что стоит летом, а еще лучше в мае, бросить все свои дела и поехать в Питер на дней пять – побродить по Марсову полю с купинами сирени, пройтись по Летнему саду, дотопать до Набережной Моки, 12 и почувствовать на себе дыхание эпохи Пушкина. А еще поехать на Смоленское кладбище и поклониться Ксении Петербургжской, и уж обязательно потом  отцу Иоанну Кронштадскому. Тогда, наверное, откроется мне Питер другими своими сторонами. И увижу я его не серым холопом в ярких заплатах неоновой рекламы, а красавцем-морским офицером со звенящим кортиком на боку…..

Продолжение следует…
2009г.